«Честный знак» - нечестный!
15.02.2021
В середине этого года планируется введение системы «Честный знак» в молочную отрасль, по замыслу данного проекта, это ведет к упрощению работы сетей и жизни потребителя. Станет ли лучше обывателю от роста цен на важный продукт, остается под вопросом.
- Безусловно, контроль качества продуктов первой необходимости должен быть, но реализация данной инициативы может стать серьезной ошибкой и привести к необратимым последствиям. Вреда от маркировки молочной продукции будет больше, чем пользы. А платить за нововведение в итоге придется потребителям. Данная мера, по сути, дублирует уже существующую систему «Меркурий», - прокомментировал председатель РО «Деловая Россия», генеральный директор АО «Смоленское» по племенной работе, основатель проекта молокоперерабатывающего предприятия «Свежко» Николай Шумейко.
Действительно, производители и переработчики молочной продукции попадают в весьма затруднительную ситуацию. Помимо всех практических усилий, которые придется вложить на стадии запуска проекта, большую нагрузку заберет на себя финансовая составляющая, предстоит переоснащение и автоматизация всех производственных процессов, это под силу только крупным компаниям.
Стоимость переоборудования под «Честный знак» одной линии доходит до нескольких миллионов рублей. А как быть малым предприятиям, которым нужно будет только для одного цеха приобретать около 20 узлов маркировки?! Плюс ко всему, помимо установки дорогостоящего импортного оборудования – постоянные затраты: так, например, каждый код будет стоить предприятию 50 коп. без НДС. Также, оплата труда квалифицированного персонала для обслуживания оборудования. Все это приведет к разорению мелких производителей и переработчиков. Получается, с одной стороны нам декларируют поддержку мелких и частных предпринимателей для обеспечения продовольственной безопасности, а кого поддерживает «Честный знак» остается неясным?!
Подобные меры чрезмерного контроля могут вытеснить с рынка часть производителей и переработчиков, что приведёт не только к росту цен – за литр молока, но и к увеличению в магазинах контрафактной продукции! Что в конечном итоге отражается на жизни и здоровье простых граждан.
Если рассматривать, что система направлена на выявление фальсификата? Так эта идея вообще не имеет под собой основания. В отличие от дорогостоящих брендов одежды и лекарств, где цены составляет десятки и сотни тысяч рублей, и где маркировка оправдывает себя, молоко это социально значимый продукт повседневного спроса в совершенно другой ценовой категории. Этот знак не подтверждает качество и состав продукта, и ничего по сути не несёт в себе кроме удорожания.
К тому же работает система «Меркурий», где ведётся контроль происхождения товара. Против кого мы боремся? Зачем эта маркировка?
Да и сам «Честный знак» что за предприятие?, почему оно должно обогащаться за счет производителей и простых жителей?
Помимо всего остается еще много других вопросов:
- Передача данных в «Честный знак» в оперативные сроки, довольно проблематична.
- Сбой системы в самом «честном знаке» ведет к потерям и штрафам для производственного предприятия! (Маркировщик ответственности не несет).
- Правовые акты, касающиеся обязательной маркировки, сформулированы крайне сложно.
- Есть вопросы к работе системы, функционалу сайта и оборудованию.
- Так же остается проблемой реализации продуктов в отдаленных районах со слабым или отсутствующим Интернет покрытием.
- Кроме того, некоторые виды продукции могут вообще исчезнуть с полки как вид (например, пакетированное молоко, так как на него не возможно нанести маркировку «Честный знак» по определению).
Поэтому в молочной отрасли, вопрос о необходимости «Честного знака» остается открытым….