- Главная
- Анонсы
- Федеральные
- Бюллетень счетной палаты РФ. Неналоговые платежи.
Бюллетень счетной палаты РФ. Неналоговые платежи.
15.09.2021
Одним из наиболее эффективных и распространенных инструментов защиты окружающей среды являются меры налоговой политики Счетная палата проанализировала основные подходы и современные тенденции развития обязательных экологических неналоговых платежей.
Счетная палата проанализировала основные подходы и современные тенденции развития обязательных экологических неналоговых платежей и пришла к следующим выводам:
1. Компенсационная функция экологических неналоговых платежей, предполагаемая для них законодательством, слабо реализована на практике.
2. Требуется системный пересмотр подходов к установлению экологических неналоговых платежей. В первую очередь необходимо обратить внимание на два аспекта: зачастую платежи имеют схожий объект взимания (экологический и утилизационный сбор); платежи не выполняют в полной мере свое предназначение (утилизационный сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).
3. Вопрос включения экологических неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) целесообразно рассмотреть после завершения реформы системы института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.
4. Механизмы корректировки платы за НВОС не стали действенным методом стимулирования хозяйствующих субъектов к финансированию природоохранных мероприятий.
5. Необходимы механизмы целевого расходования платы за негативное воздействие на окружающую среду.
6. Основная проблема утилизационного сбора заключается в несовпадении целей при его установлении и выполняемых им функциях.
7. Анализ организаций, которые потенциально являются плательщиками экологического сбора в силу производства товаров в упаковке (в отношении которой действуют нормативы утилизации), выявил неполноту охвата экологическим сбором потенциальных организаций-плательщиков.
8. Выборочный анализ отдельных групп товаров позволяет сделать вывод о том, что поступления экологического сбора не обеспечиваются в полной мере.
9. При реализации положений Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее – Концепция, Концепция РОП) необходимо избежать перехода РОП в фискальную плоскость, поскольку при этом существуют риски увеличения нагрузки на добросовестных производителей и импортеров. Это может создать неконкурентные условия и поставить под угрозу достижение фактической утилизации отходов.
10. Обзор экспертных оценок по вопросу влияния 100 % норматива утилизации на рост цен на товары свидетельствует о возможном незначительном влиянии роста норматива утилизации на конечную стоимость продукции по тем видам товаров, которые были проанализированы экспертами.
Международная практика
Во многих странах существуют общенациональные и местные инструменты, способствующие снижению негативного воздействия на окружающую среду. Они носят как административный, так и финансовый характер. Финансовые инструменты предполагают введение, с одной стороны, стимулирующих налоговых льгот и субсидий и, с другой стороны, рестриктивных мер (штрафов и сборов).
И все же одним из наиболее эффективных и распространенных инструментов защиты окружающей среды являются меры налоговой политики. Такие меры стали внедряться уже с конца 80-х годов прошлого века, когда впервые была официально подтверждена необходимость введения экологических налогов по принципу «платит загрязнитель». В дальнейшем, начиная с 1990-х годов, ряд европейских стран включил в свои налоговые системы специальные налоговые платежи на выбросы вредных веществ.
Анализ международного опыта показал, что во многих из рассмотренных стран (в том числе в Великобритании, Канаде и США) система экологических налоговых и неналоговых платежей находится на стадии формирования и пересмотра.
- «Налоговые меры экологического характера» (Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании);
- Проблема переработки отходов (Государственное контрольное управление Соединенных Штатов Америки).
Государства начали внедрять их в конце 80-х годов прошлого века. Тогда впервые была официально подтверждена необходимость введения экологических налогов по принципу «платит загрязнитель».
Начиная с 1990-х годов ряд европейских стран включил в свои налоговые системы специальные налоговые платежи на выбросы вредных веществ.
Приложение: Бюллетень